Из книги Ошо "Новый ребенок"

 

Возлюбленный Ошо,

Как я мог бы стать хорошим отцом?

 

Как я думаю, вы можете сделать для своих детей лишь одно — это поделиться с ними своей собственной жизнью. Расскажите им, что вы были обусловлены своими родителями, что вы прожили жизнь ограниченные узкими рамками определенных образцов, и вы не хотите расстраивать жизнь своих детей. Вы хотите, чтобы они были полностью свободны — свободны от вас, потому что для них вы представляете все прошлое.

Необходима сила воли и огромная любовь отца и матери, чтобы сказать детям — ты должен быть свободен от нас. Не слушайся нас — полагайся на свой разум. Лучше делать свои собственные ошибки и учиться благодаря ним. Это будет лучше, чем следовать кому-либо другому и не совершать ошибок. Иначе вы никогда ни чему не научитесь, разве что следованию — а это яд, чистый яд. Даже если ты собьешься с пути, это намного лучше, чем избежать ошибок, но оставаться рабом.

Это очень легко, если вы любите. Не спрашивайте "как", потому что "как" обозначает, что вы спрашиваете о методе, методологии, технике — а любовь это не техника.

Любите своих детей и наслаждайтесь их свободой. Давайте им совершать ошибки, помогайте им увидеть, где они совершили ошибку. Скажите им: "Ошибайся! В этом нет ничего плохого. Делай как можно больше ошибок, потому что только так ты чему-нибудь научишься. Но не повторяй одну и ту же ошибку снова и снова, потому что это оглупляет.

В общем, у меня нет простого ответа. Вы должны будете определить его, живя с вашими детьми от момента к моменту, позволяя им максимальную свободу даже в мелочах.

Вот главный принцип — ребенку надо помочь услышать свое тело, услышать свои собственные потребности. Главное для родителей — это оберегать ребенка от падения в канаву. Действие дисциплины негативно.

Вспомните слово "негатив". Это не положительное программирование, а лишь оберегание от негативного — ведь дети есть дети, и они могут попасть в какую-то ситуацию, которая может причинить им вред, искалечить их. И даже тогда не запрещайте им идти, а объясните им. Не ставьте это на уровень подчинения: дайте им возможность выбора. Объясните им всю ситуацию. Дети очень восприимчивы, и если вы к ним относитесь с должным уважением, они готовы слушать, готовы понимать: и тогда оставьте их вместе с их пониманием. Это вопрос всего лишь нескольких лет вначале, затем они смогут опереться на свой разум и совершенно перестанут в вас нуждаться. Вскоре они уже смогут двигаться сами.

Я могу понять страх родителей, что дети могут идти в том направлении, которое им не нравится, но это ваша проблема. Ваши дети не рождены для соответствия тому, что вам нравится или не нравится. Они должны прожить свою жизнь, и вы должны радоваться тому, что они живут своей жизнью — какой бы она ни была.

Пока вы следуете вашему потенциалу, вы всегда будете лучшим. Когда вы идете вразрез с вашим потенциалом — вы остаетесь посредственностью.

Все общество состоит из посредственных людей по той простой причине, что никто не является тем, чем ему предназначено быть — он является чем-то другим. И что бы он ни делал, он не сможет быть лучшим, он не сможет чувствовать наполненность, он не сможет радоваться.

Таким образом, работа родителей очень деликатна и очень филигранна, потому что вся последующая жизнь ребенка зависит от этого. Не выдвигайте позитивных программ, помогите ему в том, к чему он стремится.

Задача отца и матери прекрасна, потому что они привели в мир нового гостя — который не знает ничего, но который несет в себе какой-то потенциал. И если его потенциал не раскроется, он останется несчастным.

Ни одному родителю не понравится мысль, что его ребенок будет несчастен, родители хотят видеть детей счастливыми. Но их представления о счастье совершенно не правильны. Они думают, что если их дети станут докторами, если их дети станут профессорами, инженерами, учеными, значит - они станут счастливыми. Родители не знают. Дети могут быть счастливы лишь тогда, когда они станут тем, кем должны стать. Семя, которое в них заложено, должно прорасти.

Итак, помогите ему всеми возможными способами быть свободным, предоставьте ему возможность. Обычно, если ребенок спрашивает мать о чем-либо, даже не слушая о чем он спрашивает, мать просто отвечает "нет". Это авторитарное слово. Ни отец, ни мать, никто другой, кто пользуется авторитетом, не хотят сказать "да" — на любую самую обычную просьбу.

Ребенок хочет играть за оградой дома — "Нет!" Ребенок хочет выйти погулять во время дождя, хочет танцевать под дождем — "Нет! Ты заболеешь!" Но простуда — не рак, зато ребенок, которому не позволили танцевать под дождем, никогда не сможет танцевать снова, он упустил нечто замечательное, нечто действительно прекрасное. Простуда могла бы быть незначительной, и совсем не обязательно, что он простудился. В действительности, чем больше вы его оберегаете, тем более уязвимым он становится. Чем больше вы позволяете ему, тем он крепче.

Родители должны научиться говорить "Да!" В 99 случаях, когда обычно говорят "Нет", которое не имеет под собой серьезного основания, а лишь является демонстрацией власти. Все не могут стать президентами страны и иметь власть над миллионами людей. Но можно стать мужем и приобрести власть над женой; жена может стать матерью и приобрести власть над ребенком, а любой ребенок может иметь куклу-медвежонка и власть над ним ... пни его из одного угла в другой, надавай ему хороших оплеух, которые бы он с удовольствием надавал отцу с матерью. А вот бедному медвежонку не над кем властвовать.

Таково авторитарное общество.

Мысль моя заключается в том, чтобы растить детей, обладающих свободой, которые слышат "да" и изредка "нет", тогда авторитарное общество исчезнет. А более человечное общество займет его место.



Дата обновления - 31/03/2007 23:23:12
Copyright © 2003-2017, design by  T&Y